?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Филарет Яценко

 

О ПРИСОЕДИНЕНИИ ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО ФИЛАРЕТА (ЯЦЕНКО) К РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

Традиционно последним и непоколебимым столпом обновленчества принято считать "митрополита Крутицкого" Филарета (Яценко).  За время своей кипучей деятельности в обновленчестве Яценко снискал репутацию «великого мошенника и плута».  После смерти первоиерарха всех обновленцев «митрополита» А.И. Введенского Филарет (Яценко) остался фактически последним обновленческим архиереем.

Получив отказ в общении от Московской Патриархии митр. Филарет обратил свой взор на старообрядчество. Весной 1947 года два старообрядческих  священника Иоанн Судаков и Феодор Архангельский самовольно присоединили митрополита Филарета к Русской Древлеправославной Церкви, через миропомазание, и попытались вместе с ним создать и зарегистрировать в Москве независимую старообрядческую Митрополию. Когда эта авантюра не удалась, то о. Иоанн Судаков вместе с митрополитом Филаретом решили примириться с законным Предстоятелем Древлеправославной Церкви архиепископом Иоанном. Для рассмотрения сего дела было собрано совещание древлеправославного духовенства во главе с Архиепископом Иоанном, которое состоялось 2 июня 1947 года в Москве в Николо-Рогожском храме. Ниже мы публикуем свидетельство непосредственного участника этого совещания старообрядческого начетчика Климента Ивановича Донцова. В июне 1947 года К.И.Донцов описал это событие в своем письме к старообрядческому священнику станицы Молодельской Сталинградской области Феодору Захаровичу Быкадорову.

«Нахожу нужным хотя в кратцех кое о чем сообщить Вам: Во-первых, в связи с переходом митрополита Филарета в старообрядчество и совершение над ним Чино приема, архиепископ Иоанн срочно прибыл в Москву, и на второй день праздника Св. Троицы /духов день/, было открыто заседание с участием трех священников: Леонтия, Иоанна Блохина, Досифея, и мирян. Я приезжал на праздник в Москву, и узнал пребывание архиепископа Иоанна в Москве и цель его приезда, где мне посчастливилось быть на этом /собрании/ или совещании с правом решающего голоса. Здесь же была Судаков и Филарет Митроп. На повестке дня стояли следующие вопросы: 1-й вопрос - о неподчинении Судакова архиепископу Иоанну и причина его запрещения. 2-й вопрос: о присоединении митроп. Филарета. Первый вопрос разрешился снятием запрещения с Судакова, так как Судаков признал себя виновным в неподчинении архиепископу Иоанну, и в настоящее время считает его законным Первосвятителем Старообрядческой Христовой церкви, при условии переехать в другой приход по указанию архиепископа Иоанна. Вторым вопросом заседания было посвящено рассмотрением документов митр. Филарета, по которым выяснилось, что Филарет был рукоположен во священники в Тихоновской церкви, а потом уклонился на сторону обновленческой церкви, где был рукоположен во архиерея и возведен в митрополита: Митрополитом введенским во служении других епископов обновленцев. Ставленная грамота, автобиография и другие справки, которых у него оказалось много, но все его документы оказались только копиями, подлинника ни одного не сохранилось, подписи на всех документах тоже Введенского, который умер в январе 1947 году: Все документы Филарета признаны участниками заседания сомнительными, Чиноприем ему совершил священник Архангельский из Новозыбкова /раньше он служил в гор: Туле/ - Судаков в присоединении Чиноприемнаго совершения над митроп. Филаретом не принимал участия, считая себя находящимся в запрещении наложенным на него, архиепископом Иоанном.

Вопрос о присоединении митр. Филарета, занял много времени, и перешел в прение полной полемики. Ревностным защитником митр. Филарета выступал Судаков, который вон из кожи лез доказывал правоту убеждений митр. Филарета, старообрядцам. Старался закрепить его авторитет сомнительными документами, и совершенный чиноприем по его желанию следует признать канонически законным, и в основном допустить к исполнению святительскаго служения в сане митрополита. Во время прения Судаков вел себя крайне раздраженно. Меня лично даже обозвал АГЕНТОМ Белокр. иерархии, но таким поведением /Судаков/ для себя достигнуть полезного не мог. Присутствующии члены на заседании единогласно пришли к следующему решению: Принятие 2-м чином митрополита Филарета считать пока правильным, так как крещение получивший в бывшей господствующей церкви. В общение церковное допустить на общих началах наравне с христианами, с лишением прав совершать какие-либо церковно иерархические обязанности присуще его сану, до решения будущего собора. Вот на этом и закончилось заедание старообрядческой общины беглопоповцев, спешно созванное архиепископом Иоанном и под руководством его же проводилось».

Однако соборного решения митр. Филарет так и не дождался. Его сторонники священники Архангельский и Судаков, осознав, что независимую старообрядческую Митрополию им учредить не удастся, в 1948 году в сущем сане присоединились к РПЦ МП на правах единоверия, первый из них служил настоятелем единоверческого храма на Рогожском кладбище, а второй в течение нескольких лет был настоятелем единоверческого храма в Михайловской слободе под Москвой. Сам же митрополит Филарет скончался в 1949 году в совершенно неопределенном положении. Так и не понятно, кем считать умершего – обновленческим митрополитом, новообрядческим архимандритом или старообрядческим иноком…


Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
neclud
21 янв, 2009 08:31 (UTC)
Отец Андрей, а есть ли какие-то источники, которые доказывают погружательное крещение митр.Филарета. Он ведь судя по фамилии с Украины.
staroobrad
21 янв, 2009 08:36 (UTC)
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_583

Не наверное, а практически точно - Яценко Лаврентий Тарасович - малоросс из под Одессы.
staroobrad
21 янв, 2009 08:34 (UTC)
+++Принятие 2-м чином митрополита Филарета считать пока правильным, так как крещение получивший в бывшей господствующей церкви

Вот это решение, как я говорил, и вызывает сомнения. Ведь Филарет был одесским хохлом и крещение у него явно было обливательным.
o_am
21 янв, 2009 09:19 (UTC)
Здесь же написано, что принятие "считать ПОКА правильным", а не вопрос о Филарете однозначно выясненным и решенным, очевидно, что Филарет о себе заявил, что крещен погружательно, но это решили и проверить, ибо предъявленные им документы признаны были сомнительными. Почему собственно и допустили его к общению не как Архимандрита (сан он получил до обновленчества), а как мирянина.
staroobrad
21 янв, 2009 09:30 (UTC)
Спаси Христос, понятно.
o_am
21 янв, 2009 09:42 (UTC)
Помогай Бог!
senokositel
21 янв, 2009 20:46 (UTC)
Спаси Христос!
o_am
22 янв, 2009 01:10 (UTC)
Рад, что публикация показалась Вам интересной.
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Сентябрь 2010
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow